Скандал с продажей данных автомобилистов

Рейтинг самых лучших платформ для бинарных опционов за 2020 год:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место на рынке! Лидер независимого рейтинга. Самая удобная платформа для новичков.

  • ФинМакс
    ФинМакс

    Проверенный временем брокер!

В России обяжут продавать подержанные авто через государство

Новый закон о покупке и продаже подержанных автомобилей подготавливают власти России. Согласно ему, сегодняшний формат сделок в той форме, в которой он существует с договором купли-продажи и передачей наличных денег, просто сойдёт на «нет».

Что за новый закон?

Его ещё формально нет. Он только подготавливается. Инициатор законопроекта о купле-продаже б/у автомобилей – Минпромторг РФ. Структура пока разрабатывает нововведение, только затем оно будет внесено на обсуждение в Госдуму.

Главная суть проекта заключается в том, что будет невозможно продать машину другому человеку, минуя государство. Так законодатели пытаются решить проблему избегания продавцами налогов с продажи, указывая заведомо заниженную сумму в договоре купли-продажи.

Как будет работать?

Все достаточно сложно: власти хотя ввести специальных лицензированных дилеров, которые и будут являться посредниками между продавцом и покупателем подержанной машины, разумеется, иметь свою комиссию или тариф за свои услуги (но это не официальное подтверждение) и подтверждать сделку. Купля-продажа без участия таких посредников будет попросту незаконна, и машина не перейдёт в собственность покупателя при ином формате сделки.

Кроме того, сообщается, что сама продажа будет работать в аукционном режиме – то есть, государство, вероятно, возьмёт на себя ещё и функцию площадки для связи между продавцом и покупателем.

Давайте рассмотрим в сравнительной таблице, как было и как будет работать новый закон 2020 года!

Сравнение купли-продажи авто после нового закона

Как сейчас? Как будет?
Продавец решает избавиться от своего автомобиля и выставляет его на продажу на сайты объявлений или иным образом сам находит покупателя. Продавец решает избавиться от своего автомобиля и отправляется в офис лицензированного посредника, где вносит оплату (предоплату) за сделку, называет желаемую сумму продажи.
Продавец и покупатель связываются, проверяют машину и чистоту сделки, оформляют договор купли-продажи, покупатель передаёт деньги. Посредник выставляет автомобиль на аукцион, регулируемый государством, по результатам аукциона, машина либо продаётся, либо нет. В случае продажи посредник составляет договор, его подписывают участники сделки, продавец (и, возможно, покупатель) вносят полную оплату за услуги посредника.
Покупатель отправляется регистрировать машину на себя в ГИБДД. Вероятно, вопрос регистрации посредник возьмёт на себя. В этом случае для властей решится проблема избегания транспортного налога покупателем.

Также сообщается, что вполне вероятно, живой посредник будет заменён на электронный сервис полностью или частично, когда, например, сделка будет проходить под контролем живого человека, а вот сам аукцион будет автоматизирован.

Когда вступит в силу?

Ещё очень не скоро – скорее всего, не ранее середины 2020 года. Как мы уже упоминали выше, законопроект ещё находится на стадии разработки. После этого ему предстоит достаточно долгий путь чтений в Госдуме, официального опубликования, а также периода вступления в силу.

Рейтинг честных брокеров бинарных опционов за 2020 год:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место на рынке! Лидер независимого рейтинга. Самая удобная платформа для новичков.

  • ФинМакс
    ФинМакс

    Проверенный временем брокер!

Но, главное, разработка технической базы – самого аукциона и проработка формальных вопросов оформления сделок – займёт, судя по истории таковых у правительства, немалое время.

Автомобилисты рассказали о новой схеме мошенничества при покупке машин на вторичном рынке

С неожиданными проблемами столкнулся автомобилист из Тюмени Николай Голубков, который приобрел подержанный премиальный седан Chrysler 300C 2020 года выпуска на вторичном рынке. Выложив за покупку более миллиона рублей, он может остаться без автомобиля и какой-либо компенсации. Как рассказал «Газете.Ru» сам автомобилист, Chrysler 300С он приобрел в Екатеринбурге в августе 2020 года, присмотрев машину по объявлению.

Непосредственно перед покупкой он проверил VIN номер автомобиля, чтобы удостовериться, что на него не наложено никаких ограничений и арестов, а также убедился, что машина не числилась в розыске.

Автомобиль оказался юридически чист, и никаких подозрений в «серости» сделки у Голубкова не возникло: он вернулся в Тюмень, где зарегистрировал автомобиль в установленном законом порядке и пользовался им.

Заявление об угоне спустя полтора года

Проблемы появились в июле 2020 года: автовладельца вызывали в полицию, где сообщили, что его машина находится в розыске и подлежит изъятию для возврата собственнику — жителю Краснодара. Такое решение уже вынес местный следователь, взявшийся за это дело.

Согласно заявлению в полицию, которое написал гражданин Станислав Ежов (фамилия изменена — «Газета.Ru»), автомобиль до сих пор принадлежит ему. Якобы Chrysler 300С у мужчины угнали в июне 2020 года в Краснодаре. В качестве подозреваемого он указал неустановленное лицо, но потом вспомнил, что он сам лично передал автомобиль своему знакомому — некому Ринату Нузуртдинову (фамилия также изменена – «Газета.Ru»).

При этом уголовное дело по факту угона возбудили только 14 ноября 2020 года — спустя практически полтора года после фактической пропажи автомобиля.

Распутывая этот клубок, автомобилист и глазом не успел моргнуть, как машину поместили на спецстоянку, куда спустя пару дней прибыл «собственник» и уехал на ней в Краснодар. Причем, как утверждает обратившийся в «Газету.Ru» Голубков, оригиналы ПТС и свидетельство о регистрации на автомобиль остались у него.

По его словам, машину изъяли лишь только на основании решения следователя — гражданского суда по делу о признании права собственности на автомобиль не было.

Автомобиль продали по доверенности

После общения с предыдущим владельцем Голубков узнал, что продавший ему машину житель Екатеринбурга приобрел его у того самого Нузуртдинова, на которого и было написано злополучное заявление от жителя Краснодара. Но не все так просто — согласно пакету документов (имеется в распоряжении «Газеты.Ru»),

у «угонщика» была нотариально-заверенная доверенность, выписанная самим заявителем Ежовым, которая позволяла распоряжаться указанным автомобилем, включая право продажи и получения денежных средств по сделке.

Действительна она до сих пор: никаких действий по прекращению срока действия документа краснодарец не предпринял, хотя доверенность и оформлена на человека, которого он фактически обвиняет в угоне.

Сам Голубков уверен, что стал жертвой мошеннической схемы.

«Я считаю, что некогда Станислав Ежов был номинальным владельцем автомобиля, а Ринат Нузуртдинов – фактическим. Потому что доверенность была выдана в день регистрации транспортного средства. Спустя какое-то время Нузуртдинов продал автомобиль, деньги присвоил себе и пропал. После этого Ежов и решил подать заявление об угоне, — предполагает Голубков. —

Но причем тут автомобиль — ведь он был продан совершенно законно. Следовало писать заявление о краже денег, мошенничестве, но никак не об угоне».

У автомобилиста возникли вопросы к краснодарским следователям: так, ему остается неясным,

как при возбуждении дела следователи смогли понять, что именно Станислав Ежов является собственником автомобиля. Ведь на тот момент владельцем автомобиля уже давно был сам Голубков.

«Копии правоустанавливающих документов по сделкам купли-продажи хранятся в ГИБДД, — недоумевает автомобилист. — По такой логике я могу продать свой первый автомобиль, купленный в 2020 году, написать заявление об угоне, и мне его должны вернуть. Я связался со следователем в Краснодаре. Сообщил о наличии доверенности, предположил, что угона могло и не быть. Следователь сначала отреагировал позитивно. Он удивился наличию доверенности и сказал, что во всем разберется, но получив документы, перестал выходить на связь — он до сих пор меня игнорирует. В региональном МВД сообщили, что уголовное дело сначала приостановили в связи с розыском подозреваемого Рината Нузуртдинова, а потом отправили на доследование с поручением следователю определить действительность доверенности. После чего там также перестали отвечать на звонки».

Параллельно автомобилист обратился в суд: он подал иск о признании за ним права собственности на автомобиль. Доказать свою правоту ему удалось, хоть и после множества судебных заседаний. «В суде признали, что все проведенные сделки действительны: автомобиль я приобрел на законных основаниях, я являюсь его единственном собственником. Причем факт выдачи доверенности от Станислава Ежова на продавца автомобиля, Рината Нузуртдинова, в Свердловском областном суде подтвердили», — рассказал автомобилист.

В настоящее время дело до сих пор находится у следователя, и пока Голубков уже полгода без автомобиля, ему приходят штрафы за допущенные нарушения ПДД на его иномарке из Краснодара.

Выходит, что машиной активно пользуется ее бывший владелец, хотя она и должна находиться спецстоянке. «У меня забрали автомобиль и не возвращают, несмотря на решение суда — возмущается автомобилист. — Следователь говорит, что они проводят экспертизу доверенности. Зачем ее перепроверять, если ее уже признал суд».

Позиция МВД

В пресс-службе ГУ МВД России по Краснодарскому краю «Газете.Ru» сообщили, что в настоящее время в связи со сложившейся ситуацией возбуждено уголовное дело по ч.3 ст. 159 УК России «Мошенничество». От разъяснений о ходе расследования, а также причин, почему автомобилисту не возвращают машину, несмотря на решение суда, в ведомстве отказались, сославшись на ст. 24 Конституции России, ст. 2, ст. 3 п.1 ст. 7 Федерального закона №152 «О персональных данных», ст. 161 УПК России «Недопустимость разглашения данных предварительного расследования».

Мнение юристов

Адвокат Голубкова Семен Перминов рассказал «Газете.Ru», что за последний год к нему все чаще обращаются люди, которые покупают автомобили, ставят их на регистрационный учет в ГИБДД, а потом попадают в ситуацию, когда у них незаконно изымают машины. В дальнейшем автомобили становятся предметом следственных или судебных разбирательств.

Автомобилисты прозрели: полиция не ищет машины

«Это наводит на мысль, что у не совсем законно действующих лиц уже отработана схема отбора автомобилей у легальных собственников, — говорит Перминов.

— Как мы видим из дела Голубкова, даже наличие вступившего два месяца назад в законную силу решения суда не может стать гарантом защиты от произвола следственных органов.

Эти случаи отчасти обоснованы простотой перерегистрации транспортного средства без присутствия продавца. Призываю всех не спешить при покупке удачного на первый взгляд автомобиля, а проверять его по VIN-номеру, а также по всем имеющимся базам на наличие ограничений. Стоит связаться со всеми предыдущими собственниками этого автомобиля, указанными в ПТС, и удостовериться, что все они продали автомобиль легально и претензий не имеют».

В свою очередь, адвокат Марат Аманлиев считает, что автомобилисту нужно обращаться в суд с жалобой на действия следователя, который не возвращает ему конфискованный автомобиль.

«Тут важно понимать, как действующий на основании доверенности человек продал этот автомобиль — скорее всего, он указал себя в договоре купли-продажи как представитель продавца, — говорит Аманлиев. — В таком случае вести речь об угоне нельзя. Он имел полные полномочия продать эту машину. И потерпевший, который обратился с заявлением об угоне, может только требовать возмещения со своего доверенного лица. Ведь наличие у человека доверенности на продажу автомобиля не означает, что он может присвоить себе все деньги за проданную машину. Попавшим в подобную ситуацию автомобилистам следует оспаривать решение следователя об изъятии автомобиля и доказывать свое право собственности. В нашем случае речи об угоне быть не может, максимум это мошенничество, а точнее – присвоение и растрата. Получается, что человек смошенничал, не отдал деньги доверителю. Но тот, кто заключал с этим человеком договор о купли-продаже, не мог этого знать и является добросовестным приобретателем».

Новая редакция закона «О полиции» облегчит взимание штрафов с автомобилистов

С сегодняшнего дня сняты ограничения, которые ранее не позволяли региональным властям штрафовать нарушителей правил парковки. Вступила в силу новая редакция закона «О полиции», обязывающая МВД раскрывать данные об автовладельцах. Чиновники, как выяснил “Ъ”, закон восприняли по-разному: в Екатеринбурге и Краснодаре планируют штрафовать автовладельцев уже в ближайшее время, а вот в Санкт-Петербурге ждут еще поправок в КоАП и приказа МВД. В столице штрафы успешно применяются уже несколько лет.

В законе «О полиции» (п. 5 ст. 17) сказано: информация из полицейских банков данных предоставляется госорганам только «в случаях, предусмотренных федеральным законом». Новая редакция, вступившая в силу 3 октября, гласит: информация об автовладельцах предоставляется полицией «по определению об истребовании сведений», которое выносит должностное лицо (имеющее право возбуждать дело по административному правонарушению).

Новый закон призван устранить юридический пробел, с которым столкнулись администрации многих городов, когда в регионах начали внедряться платные парковки. Выяснилось, что органы власти (парковочные инспекции) не могут контролировать их оплату. Так, инспектор фотографирует машину, выясняет, что оплата не произведена, но получить по номеру из полицейской базы сведения об автовладельце для направления «письма счастья» не может. С проблемой столкнулись в Екатеринбурге, Краснодаре, Красноярске, Курске, Ростове-на-Дону, Ставрополе. В Петербурге, по данным властей, за период работы пилотной зоны платной парковки с 2020 года сформировано более полумиллиона проектов штрафных постановлений (каждый на 3 тыс. руб.) на 1,6 млрд руб. Власти северной столицы пообещали урегулировать проблему еще к 1 ноября 2020 года, договорившись с ГУ МВД об обмене данными, но сделать это не удалось. В результате поправки в закон «О полиции» были приняты Госдумой в июле 2020 года.

Минтранс объяснил, как организовать бесплатные и платные парковки

Вступления закона в силу недостаточно, чтобы начать штрафовать автовладельцев, рассказали “Ъ” в Городском центре управления парковками Санкт-Петербурга. Для получения данных об автовладельцах нужно направить в МВД документ, «вынесение которого считается возбуждением дела о правонарушении». Таким документом может быть протокол, но он не составляется, когда нарушение фиксирует камера: в этом случае выносится штрафное постановление (в нем уже должны быть персональные данные водителя). Поэтому нужны поправки и в КоАП РФ, пояснили в центре управления парковками, в этом случае «дело будет считаться возбужденным с момента вынесения определения об истребовании сведений». Соответствующий законопроект принят Госдумой в первом чтении в июне 2020 года, сейчас готовится ко второму. Также понадобится приказ МВД по информационному обмену между полицией и органом власти — проект уже опубликован на regulation.gov.ru, прошел общественное обсуждение.

Однако в администрации Екатеринбурга заявили, что с 3 октября в отношении автовладельцев, не оплативших парковку, уже будет применяться штраф в 1–3 тыс. руб. В Краснодаре власти начнут штрафовать водителей на 1 тыс. руб. в четвертом квартале этого года, рассказал директор городского департамента транспорта и дорожного хозяйства мэрии Владимир Архипов.

Водители в Москве смогут отслеживать занятость уличных парковок

В столице, напомним, платные парковки контролирует ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП), он же получает данные МВД и штрафует на 2,5 тыс. руб. В 2020 году на это обратили внимание МВД и прокуратура: незаконными могли признать почти 370 тыс. штрафов на общую сумму 1 млрд руб. Но разразившийся скандал ни к чему не привел, и штрафы продолжили приходить водителям. Поправки в закон «О полиции» не затронут столичных автовладельцев, заявили вчера “Ъ” в АМПП. «Еще с мая 2020 года заключено соглашение об информационном взаимодействии между правительством Москвы и МВД России,— пояснили там.— Информация, которая необходима для рассмотрения дел за неоплату парковки, предоставляется в соответствии с этим документом». Ничего не изменится и для пермских автовладельцев: начальник дирекции дорожного движения Перми Максим Кис заявил, что штрафы за неоплаченную парковку выносятся с 2020 года, специальные административные комиссии по запросу в полицию получают данные автовладельцев. «Правомерность процедуры подтверждена судебными решениями и результатами проверок Роскомнадзора»,— отметили в ведомстве.

Иван Буранов; Яна Войцеховская, Санкт-Петербург; Артем Гирш, Екатеринбург; Анна Перова, Краснодар; Вячеслав Суханов, Пермь

Рейтинг брокеров БО с русским языком:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место на рынке! Лидер независимого рейтинга. Самая удобная платформа для новичков.

  • ФинМакс
    ФинМакс

    Надежный и проверенный временем брокер!

Добавить комментарий